Вы вступаете в диалог с другими и активно вовлекаете их в процесс
Читаете лекцию. Ожидаете от учеников пассивного поведения
|
Даете людям больший контроль над скоростью процесса
|
Сами контролируете объемы информации
|
Ведете людей и вместе с ними вырабатываете решение или метод
|
Часто говорите людям, что им следует делать
|
Полагаетесь на силу личных отношений
|
Можете держать дистанцию и сохранять беспристрастность
|
Ставите задачи и обсуждаете действия, используете ошибки как возможность поучиться
|
Даете ответы на вопросы, стараетесь избежать ошибок ученика
|
Инструктаж используется:Нужно сообщить четкую информацию об определенных действиях (правилапожарной безопасности)Есть четкая последовательность в действиях (включи кнопку 1, теперь кнопку 2…)
|
ПРИМЕР:
Коуч: Какой цели вы хотели бы достичь?
Клиент: Я хочу выгулять свою собаку.
Коуч: Теперь, когда вы наметили важную для вас цель, что вы сделаете, чтобы ее достичь?
Клиент: Возможно я…
|
Инструктор: «Для того, чтобы выгулять собаку, необходимо проделать следующие действия. Позвать собаку, надеть на нее ошейник, выйти во двор. Записали?»
|
2. Коучинг и наставничество
Коучинг
|
Наставничество
|
Относится к конкретной задаче, умению или сфере деятельности.
|
Общий процесс, охватывает широкий диапазон проблем
|
Выработка новых и уникальных решений. Поощрение искать свои собственные решения
|
Передача уже существующих знаний или профессиональных навыков
|
Коучинг — это взаимодействие партнеров
|
Наставник – сотрудник, который имеет больше опыта в определенных вопросах. Часто занимает более высокое положение.
|
Коуч передает ответственность за выбор направления и за контроль самому человеку
|
Наставник направляет подопечного и контролирует его действия
|
Поощряет человека самогоискать и пробовать разные методы
|
Наставник может дать образец для подражания
|
Наставничество часто используется:В больших компания, где много внимания уделяется сохранению традиций.В ситуации, когдаочень важны именно практические навыки работы (банк – работа с VIP клиентами)
|
ПРИМЕР:
Коуч: «Чтобы добиться успеха в этой деятельности, какие цели вы перед собой ставите? Как будете к ним идти? Что может вам помешать?»
|
Наставник: «Знаешь, когда я сам начинал работать в этом отделе, у меня возникали такие же вопросы. И вот что я сделал… Как ты считаешь, в твоей ситуации это сработает?»
|
3. Коучинг и психотерапия (гештальт, психоанализ, психодрама)
В процессе коучинга вы
|
Когда вы проводите терапию, вы
|
Коуч работает в одной рабочей плоскости — плоскости цели (постановка цели, достижение, результат)
|
Психотерапевт спускается в глубину переживаний человека
|
Коучинг не работает с травмами и болью прошлого
|
Почти все психотерапевтические школы пристально рассматривают прошлое пациента
|
Коучер имеет дело с клиентом
|
Терапевты говорят «Мой пациент…»
|
Коучинг фокусируется на будущих возможностях
|
Терапевт любит спросить о прошлых ошибках и переживаниях
|
Коуч работает с людьми, которые хотят чего-то добиться, приобрести
|
Терапия помогает освободиться от…
|
Предложите клиенту несколько часов терапии:Если он много жалуется, говорит о своем бессилии что-либо изменить, плачет, не разбирается в своих чувствах.
|
ПРИМЕР:
Коуч: «Как вы можете изменить эту ситуацию?»
|
Терапевт: «А что вас беспокоит в этой ситуации?»
|
4. Коучинг и классическое управление
Коучинг
|
Классический менеджмент
|
Помогает сформулировать задачи
|
Ставит задачи
|
Обсуждает результаты, планирует достижение следующей цели
|
Контролирует и процесс, и результат работы
|
Ищет собственные мотивы человека, учится на ошибках, стимулирует успехи
|
Использует систему поощрения — наказания
|
«Подбирает» компанию под цели человека; согласует цели сотрудника и цели компании
|
Следит за тем, чтобы сотрудники достигали целей компании
|
Классическое управление эффективно:Кризисные ситуацииНужно срочно сделать определенную работу определенным образомПри «приготовлении лекарства по рецепту»
|
ПРИМЕР:
Коуч: «Принесите мне отчет о продажах в 18.30»
|
КМ: «Возьмите данные у всех продавцов, запишите их в отчетную форму №2, принесите мне в 18.30 в распечатанном виде »
|
5. Коучинг и бизнес консультирование
Коучинг
|
Бизнес консультирование
|
Коучинг — это взаимодействие партнеров
|
Консультант дает советы и рекомендации
|
Коучер меняет структуру. Помогает изменить взаимодействие, цели и задачи
|
Бизнес консультант решает проблему и конкретные задачи
|
Клиенты вовлечены в процесс изменения себя и своей деятельности в бизнесе и в жизни
|
Клиент получает один (несколько) вариантов правильных действий. Дальше – его ответственность.
|
Чаще ставит цели и помогает их достичь
|
Чаще решает проблемы
|
Коуч смещает фокус внимания на будущее, разрабатывает маршрут движения к поставленной цели
|
Каковыпричины возникших проблем? Что в прошлом опыте, привело к настоящему положению вещей?В результате исследования даётся экспертная оценка данного вопроса
|
Коуч не должен быть экспертом в проблемной области. Он — эксперт в раскрытии собственных возможностей клиента
|
Консультант обычно является специалистом в определённой области бизнеса или знаний
|
Бизнес консультирование:Эффективно, если нужно ответить на конкретный вопрос, решить проблему / задачуЕсли клиент предпочитает применить уже испытанный и надежный способ организации бизнеса
|
ПРИМЕР:
Коуч: «Что вам мешает эффективно организовать сбыт? Какие есть возможности для преодоления этих помех?»
|
БК: «Я изучил ситуацию и предлагаю вам несколько вариантов организации сбыта на вашем предприятии»
|
6. Коучинг и тренинг
Коучинг
|
Тренинг
|
Цель коучинга – научить учиться, сделать человека способным к самостоятельному обучению
|
Цель тренинга развить у участниковопределенные навыки (умения, знания)
|
Коуч использует ошибки как материал для развития
|
Участники видят свои ошибки со стороны и составляют план по их исправлению
|
В результате человек сам решает, как он будет выполнять данную работу
|
В результате индивидуум овладевает инструментами для выполнения …
|
Человек научается реагировать на ситуацию спонтанно и осознанно
|
Доведения до автоматизма навыков работы в определенных ситуациях
|
Тренинг:Используйте, если нужно закрепить определенные навыки, отработать ихЕсли есть несколько человек, которые нуждаются в усилении определенного навыкаГруппа склонна обучаться, развлекаясь, а не изменять себя
|
ПРИМЕР:
Коуч: «Что вам нудно сделать, чтобы достичь результата?»
|
Тренер: «Сделайте это… Вот здесь хорошо, а здесь можно по-другому»
|
ВЫВОДЫ:
Используя коучинг, вы сможете существенно увеличить эффективность любого из методов.
Коучинг не является единственным решением в любой ситуации. Прежде чем предлагать коучинг, трезво оценить ситуацию клиента.
Осознавайте не только возможности, но и ограничения каждого метода.