Дистанционные технологии. Другое обучение

Недововлеченность

Дистант — один из самых сложных сегментов образования, да и, пожалуй, интернет-коммерции в целом. Казалось бы, для успеха надо совсем немного: мощный сервер, удобный сайт и тысячи платных аккаунтов гарантированы. На деле ДО не только не приносит сверхдоходов, но и не конкурентоспособно по отношению к привычному очному формату. Пророча дистанту великое будущее, руководители порталов жалуются на неустойчивость аудитории и медленный рост клиентской базы. Удивительно, но самый доступный и дешевый способ получать знания является одновременно и самым непопулярным.

Причин такого положения вещей, собственно, две. Первая — студенты больше доверяют традиционным методам обучения. Вторая связана с первой: учебные центры не способны максимально эффективно использовать сетевые возможности. Слабость e-learning и в отсутствии границ. Целевая аудитория программ удаленного обучения — люди старше 25 лет. Привыкнув к карательной академической системе обучения, многие не в состоянии самостоятельно выстраивать свой график, двигаясь к цели планомерно и ритмично.

У e-learning не очень хорошая репутация, абитуриенты нередко отказываются от него в пользу более дорогого, но проверенной очной формы. «Когда люди слышат «дистанционная программа», то считают, что речь идет только об обучении по интернету», — комментирует Владимир Туманов, директор программ МВА МИМ ЛИНК.

Е 2.0

Шлейф негатива по отношению к дистанту родом из «мыльного интернет-пузыря» 90-х, когда считалось, что компьютерные технологии самодостаточны как коммерческий продукт. «Доткомовская» идеология тех лет строилась на предположении, что пользователи сети — это потребители с одной ярко выраженной потребностью, за удовлетворение которой они готовы всегда платить. Разумеется, при условии, что сокращается время доставки «товара». Второй веб показал ограниченность этих предпосылок и противопоставил «интернет-супермакетам» новые идеи: коммьюнити, интерактив, коллективную генерацию контента. Однако образовательные сообщества не в состоянии конкурировать с социальными (теми же «Одноклассниками»), и поэтому поддаются монетизации намного хуже. Как результат e-learning во многом продолжает оставаться на платформе первого веба.

Впрочем, выход всегда можно найти, например, в интеграции дистанта с очным обучением. Более того, без мультимедийной поддержки сегодня не мыслится ни одна качественная программа, а чистые формы остались далеко в прошлом. «Мы предлагаем очно-заочное обучение, в формате онлайн предлагаются отдельные курсы, — утверждает Владимир Туманов. — Когда осознается преимущество такого подхода, клиенты не просто возвращаются, но и заключают долгосрочные договора».

Второй, довольно важный момент — инновационность е-программ, усиление в них игрового начала, принципиальный отказ от академизма. Если внимательно проанализировать структуру западных методик, то именно эти элементы и делают их более привлекательными по отношению к нашим. Отечественные порталы почти всегда сначала «выгружают» теорию, а практику применения знаний оставляют в качестве «домашнего задания». Иностранные, прежде всего британские и американские, максимально прагматичны и индуктивны, то есть выстроены по принципу: от частного к общему, от деталей к пониманию общей картины. Такой подход позволяет удерживать внимание слушателя длительный период и предлагать широкий спектр курсов: изучение иностранных языков (Wall Street Institute), МВА (GHP) и т.д.

В ожидании

Симбиоз очной и дистанционных форм, решение, пришедшее на смену унылым порталам-монстрам эпохи дотокомов — стабильная, но, скорее всего, переходная форма к e-learning нового поколения. «Относительно невысокие темпы развития ДО во многом связаны с медленным развитием широкополосного доступа в интернет, — утверждает Данил Динцис, руководитель направления систем ДО и сертификации УЦ «Специалист» при МГТУ им. Баумана. — Положение стало меняться буквально в последние 2-3 года». Коммуникационные каналы с большой пропускной способностью обеспечат богатство контента и развитие новых сервисов. Соответственно, мультимедийные программы будут совершенствоваться, появятся виртуальные учебные площадки, способные конкурировать с очными. И тогда маятник качнется в обратную сторону.

Так что же делать, если возникает вопрос — стоит ли учиться дистанционно? Прежде всего, не стоит руководствоваться стереотипами, а тем более, подсказками «знатоков» из ближнего круга. Дистант может быть как удачным решением проблемы дефицита учебного времени, так и бессмысленной его тратой. Оцените три параметра: логику подачи материала, объем интерактива и очных мероприятий, репутационный «вес» диплома. И только после этого принимайте взвешенное решение.

Дистант — один из самых сложных сегментов образования, да и, пожалуй, интернет-коммерции в целом. Казалось бы, для успеха надо совсем немного: мощный сервер, удобный сайт и тысячи платных аккаунтов гарантированы. На деле ДО не только не приносит сверхдоходов, но и не конкурентоспособно по отношению к привычному очному формату. Пророча дистанту великое будущее, руководители порталов жалуются на неустойчивость аудитории и медленный рост клиентской базы. Удивительно, но самый доступный и дешевый способ получать знания является одновременно и самым непопулярным.

Причин такого положения вещей, собственно, две. Первая — студенты больше доверяют традиционным методам обучения. Вторая связана с первой: учебные центры не способны максимально эффективно использовать сетевые возможности. Слабость e-learning и в отсутствии границ. Целевая аудитория программ удаленного обучения — люди старше 25 лет. Привыкнув к карательной академической системе обучения, многие не в состоянии самостоятельно выстраивать свой график, двигаясь к цели планомерно и ритмично.

У e-learning не очень хорошая репутация, абитуриенты нередко отказываются от него в пользу более дорогого, но проверенной очной формы. «Когда люди слышат «дистанционная программа», то считают, что речь идет только об обучении по интернету», — комментирует Владимир Туманов, директор программ МВА МИМ ЛИНК.

Е 2.0

Шлейф негатива по отношению к дистанту родом из «мыльного интернет-пузыря» 90-х, когда считалось, что компьютерные технологии самодостаточны как коммерческий продукт. «Доткомовская» идеология тех лет строилась на предположении, что пользователи сети — это потребители с одной ярко выраженной потребностью, за удовлетворение которой они готовы всегда платить. Разумеется, при условии, что сокращается время доставки «товара». Второй веб показал ограниченность этих предпосылок и противопоставил «интернет-супермакетам» новые идеи: коммьюнити, интерактив, коллективную генерацию контента. Однако образовательные сообщества не в состоянии конкурировать с социальными (теми же «Одноклассниками»), и поэтому поддаются монетизации намного хуже. Как результат e-learning во многом продолжает оставаться на платформе первого веба.

Впрочем, выход всегда можно найти, например, в интеграции дистанта с очным обучением. Более того, без мультимедийной поддержки сегодня не мыслится ни одна качественная программа, а чистые формы остались далеко в прошлом. «Мы предлагаем очно-заочное обучение, в формате онлайн предлагаются отдельные курсы, — утверждает Владимир Туманов. — Когда осознается преимущество такого подхода, клиенты не просто возвращаются, но и заключают долгосрочные договора».

Второй, довольно важный момент — инновационность е-программ, усиление в них игрового начала, принципиальный отказ от академизма. Если внимательно проанализировать структуру западных методик, то именно эти элементы и делают их более привлекательными по отношению к нашим. Отечественные порталы почти всегда сначала «выгружают» теорию, а практику применения знаний оставляют в качестве «домашнего задания». Иностранные, прежде всего британские и американские, максимально прагматичны и индуктивны, то есть выстроены по принципу: от частного к общему, от деталей к пониманию общей картины. Такой подход позволяет удерживать внимание слушателя длительный период и предлагать широкий спектр курсов: изучение иностранных языков (Wall Street Institute), МВА (GHP) и т.д.

В ожидании

Симбиоз очной и дистанционных форм, решение, пришедшее на смену унылым порталам-монстрам эпохи дотокомов — стабильная, но, скорее всего, переходная форма к e-learning нового поколения. «Относительно невысокие темпы развития ДО во многом связаны с медленным развитием широкополосного доступа в интернет, — утверждает Данил Динцис, руководитель направления систем ДО и сертификации УЦ «Специалист» при МГТУ им. Баумана. — Положение стало меняться буквально в последние 2-3 года». Коммуникационные каналы с большой пропускной способностью обеспечат богатство контента и развитие новых сервисов. Соответственно, мультимедийные программы будут совершенствоваться, появятся виртуальные учебные площадки, способные конкурировать с очными. И тогда маятник качнется в обратную сторону.

Так что же делать, если возникает вопрос — стоит ли учиться дистанционно? Прежде всего, не стоит руководствоваться стереотипами, а тем более, подсказками «знатоков» из ближнего круга. Дистант может быть как удачным решением проблемы дефицита учебного времени, так и бессмысленной его тратой. Оцените три параметра: логику подачи материала, объем интерактива и очных мероприятий, репутационный «вес» диплома. И только после этого принимайте взвешенное решение.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: