При определении суммы наличных средств, которая должна находиться в кассе банка, перед ним возникает дилема. С одной стороны, сумма денежной наличности должна быть достаточной для обеспечения нормального обслуживания клиентов, от чего зависит размер доходов от операций по кассовому обслуживанию клиентов и репутация надежного банка. Из другого, эта сумма не должна быть чрезмерно высокой в сравнении с действительной потребностью банка в наличных средствах, поскольку этот вид банковских активов не приносит дохода в виде процентов.Банки осуществляют кассовые сделки по обслуживанию клиентов на основе единых правил, которые установлены Национальным банком Украины. Эти правила определяют порядок приема, выдачи, упаковки, хранение и учета денежной наличности.Для приема и выдачи денежной наличности в учреждениях банков организуются приходни и расходные кассы. В банках с небольшим объемом кассовых сделок могут организовываться единые кассы, которые будут осуществлять весь комплекс кассовых сделок.Кассы банка, которые функционируют на протяжении операционного дня банка, называют дневными. Коммерческие банки Украины активизируют свою деятельность по розрахун ковоокассовому обслуживанию населения и для удобства последнего организуют при банка сберегательные кассы, которые обслуживают клиентов на протяжении рабочего дня.Дневные приходни кассы принимают от клиентов наличные средства, которые кажутся предприятиями и организациями, а также поступление средств от граждан. Основным источником наличных средств банка есть выручка торговых, транспортных, зрелищных, бытовых предприятий, излишки предприятий связи.Для расширения возможностей кассового обслуживания клиентов банки открывают вечерние кассы, которые принимают наличные средства от клиентов после истечения операционного дня, также предлагают различные бухгалтерские услуги. Наличные средства, которые поступили к таким кассам, зачисляются на счета клиентов, как правило, на следующий день. Расходных операций вечерние кассы не проводят.Расходные кассы, которые работают на протяжении операционного дня банка, выдают денежную наличность клиентам с них счетов по денежным расходным документам — денежных чеках, расходных кассовых ордерах. В этих документах клиенты, как правило, должны заметить, на которые цели они получают денежную наличность (заработное жалованье, расходы на командировку и прочее).По заявкам клиентов на основе полученных от них чеков банки могут подготовиться к выдаче наличных средств. Подготовленная к выдаче денежная наличность пакуется у мешки. В специально отведенному примишенни клиенты банка открывают мешки под надзором работника банка, который зризаэ с них пломбы.Операции с наличными средствами очень громистки. Уменьшение расходов на них проводка можно достичь путем них автоматизации, использование банковских автоматовикассиров, счетных денежных машин, современных банковских технологий и т.п.Коммерческие банки могут взимать плату за кассовое обслуживание клиентов. Виды оплаты услуг и размер вознаграждения винзначаються банками на договорной основе с клиентами с учетом интересов каждого из них.Для того, чтобы обеспечить нормальное кассовое обслуживание клиентов и иметь возможность контролировать свои кассовые наличные средства банки должны прогнозировать наличное обращение, которое проходит через них кассы, и выполнять повсяденний контроль за этому обращением.Необходимость рационализаций платежной системы требует, с одной стороны, отказы от административного регулирования наличного обращения и полной либерализации операций с денежной наличностью, а со второго — существенного их сокращения в пользу безналичных форм расчетов, таких, как платежные карточки, чеки и т.п.