Российский образовательный рынок немыслим без бизнес-школ. О специфике их работы и характере спроса на подобные услуги во время кризиса РИА Новости рассказал ректор Классической бизнес-школы Петр Калошин.
— Петр Николаевич, чем отличаются российские бизнес-школы?
— Есть бизнес-школы академического плана, созданные на базе известных университетов и академий. Здесь сильны научные традиции, преподают уважаемые ученые, профессора, многие из которых практикуют в бизнесе. Здесь учатся те, кто не имеет базового экономического образования, но, проработав какое-то время в бизнесе, осознал необходимость системных знаний.
И есть бизнес-школы, созданные бизнесом для подготовки и переподготовки своих специалистов и управленцев, в соответствии с новыми оперативными и стратегическими задачами рынка. Здесь учатся те, кому важно не только получить системные знания по бизнесу, но и в короткое время овладеть конкретными его инструментами, повысить свою эффективность. Классическая бизнес-школа – как раз такая.
Наши учредители говорят, что финансового директора может научить только финансовый директор, причем тот, который принимает решения на большую сумму, чем обучаемые им слушатели. Наши преподаватели — люди из бизнеса, чаще всего с кандидатской или докторской степенью, со значительным преподавательским опытом.
— Каково сегодня процентное соотношение двух категорий бизнес-школ на российском рынке образования?
— Преобладают «академические»: в 90-е, в момент перехода к рыночной экономике, людям необходимо было в первую очередь получить общее представление об условиях ведения бизнеса, научиться мыслить по-новому.
— Во время кризиса спрос упал на услуги обеих категорий бизнес-школ?
— И да, и нет. Хотя в большей мере пострадали «академические» – обучение в них ориентировано на перспективу. Многим же слушателям результат нужен уже сегодня, и именно поэтому ряд бизнес-ориентированных школ сохранили более 90% своих клиентов.
Общее падение приема в бизнес-школы связано с другими факторами: в частности, произошло резкое сокращение затрат корпораций на обучение сотрудников, а те, кто сам платил за свое обучение, в период кризиса изменили приоритеты использования доходов.
— Можно ли в таком случае ожидать роста числа бизнес-ориентированных школ?
— Не думаю. Создать такую школу непросто. И то, что программы, обеспечивающие быстрый результат, пользуются сегодня большим успехом, еще не значит, что они в принципе самые лучшие. На рынке бизнес-образования есть место всем. Каждая программа, каждая бизнес-школа, каждая форма обучения имеют своих клиентов в зависимости от их целей. Иногда кому-то нет необходимости в полной программе МВА, а актуален конкретный навык по оптимизации склада или тренинг продаж, и получить их сегодня реально.
— Способствуют ли бизнес-школы продвижению своих слушателей по карьерной лестнице?
— Все бизнес-школы так или иначе на это работают, каждая по-своему. Так, программа МВА завершается выпускной работой – обычно проектом. Можно сделать его формально, можно для своего бизнеса. А можно для какой-то компании, что даст слушателю возможность обозначить себя перед потенциальным работодателем. Успех продвижения слушателей во многом зависит от активности бизнес-школы – ее контакта с работодателями, помощи в подготовке проектов.
Используются и контакты по совместному обучению: у нас действует система взаимной информации для тех, кто ищет, и кто дает работу. Это важное преимущество бизнес-школ клубного типа. По итогам двух лет обучения на программе МВА половина наших слушателей друг у друга уже работают или имеют совместные бизнесы.
Трудоустройству и карьерному продвижению способствует также участие слушателей в различных российских и международных соревнованиях по бизнесу.
— Что это за соревнования?
— Самые масштабные и престижные в России соревнования бизнес-школ – Open case study competition – проводятся Американской торговой палатой. С 2000 года мы участвуем в них и нередко побеждаем (как на русском, так и на английском языках). Кейс-метод многие десятилетия был одним из наиболее признанных в мире методов освоения практического опыта в бизнесе.
С развитием компьютерных технологий в практике лучших бизнес-школ все большую роль стало занимать имитационное моделирование работы бизнеса, многочисленные бизнес-симуляторы. Они позволяют за очень короткое время прожить и отработать огромное количество возможных сценариев развития бизнеса, освоить и закрепить навыки принятия решений.
Одним из лучших бизнес-симуляторов, моделирующих принятие комплекса 66 управленческих решений для компаний, работающих на конкурентных мировых рынках, является бизнес-симулятор международного турнира Global Management Challenge, в котором участвуют представители бизнеса 32 стран мира.
Классическая бизнес-школа участвует в нем уже четвертый год, что позволяет нам оценивать владение новыми технологиями, умение думать и принимать решения.