Автокредит

В период спада в сегменте банковского автокредитования растет количество специальных программ по покупке автомобилей от производителей. Стимулирование продаж происходит за счет установления более низких процентов по кредитам, а разницу между рыночными и предлагаемыми уровнями ставок субсидируют производители и дистрибуторы. Помимо кредитных предложений, на рынке также появился широкий выбор программ по приобретению автомобилей на условиях лизинга.
Еще в начале весны у автолюбителей, желающих получить кредит на покупку автомобиля, не подпадающего под действие каких-либо специальных программ от автопроизводителей, был небольшой, но выбор. По данным компании «Простобанк Консалтинг», из входящих в первую двадцатку по объемам выданных розничных кредитов финучреждений займы предоставляли Укрсиббанк, ПриватБанк, банк «Форум» и ВТБ. Процентная ставка колебалась в пределах от 20,4% до 30% в национальной валюте, первоначальный взнос составлял от 15% до 60%, кроме того, «Форум» и ВТБ взимали разовую комиссию — 3% и 1,99% соответственно. Но за несколько месяцев ситуация изменилась не в лучшую сторону: согласно данным «Простобанк Консалтинг», по состоянию на 1 июня от выдачи кредитов (на автомобили марок, не подпадающих под действие специальных программ) отказались ПриватБанк и ВТБ. УкрСиббанк сейчас выдает кредиты в национальной валюте, «Форум» готов кредитовать также в евро и долларах. Помимо крупнейших банков, гривневые автокредиты выдают АстраБанк, «Киевская Русь», Фольксбанк (Электронбанк), БМ Банк (кредитует также в долларах и евро). Остальные украинские банки приостановили свои автокредитные программы, что заставляет производителей и импортеров частично или полностью брать на себя функции кредитных учреждений.

Марочные кредиты
В мире практика выдачи кредитов за счет ресурсов автопроизводителя весьма распространена. Специализированные структуры, предоставляющие покупателям кредитные или лизинговые услуги, есть у многих лидеров автопрома. В Украине на сегодняшний день действуют три специальные кредитные программы на приобретение автомобилей марок Renault, Dacia, Nissan и Mitsubishi.
После внедрения в Украине программы Renault Finance (распространяется на приобретение автомобилей Renault и Dacia) суммарные продажи в кредит двух марок выросли с 8% в январе до 40% в мае
Программа Renault Finance (распространяется на покупку Renault и Dacia) была внедрена в Украине в январе нынешнего года официальным импортером компании совместно с Индекс-банком. Программа предлагает несколько схем кредитования, но, как отмечают в Renault Ukraine, наибольшей популярностью пользуется схема с нулевой процентной ставкой (займы предоставляются только в национальной валюте). Данное кредитное условие (первоначальный взнос — 50% от стоимости автомобиля, срок погашения — до 12 месяцев, разовая комиссия — 2,5%) позволило увеличить суммарную долю продаж Renault и Dacia в кредит с 8% в январе до 40% в мае. В суммарном объеме кредитов по Renault и Dacia доля «нулевых» программ в апреле-мае составила 88%.

Программа кредитования Nissan Finance также осуществляется в партнерстве с Индекс-банком. В ней нет схемы с нулевым процентом — ставка по гривневым кредитам колеблется в зависимости от сроков и размера предоплаты от 9,9% до 26,8%, а разовая комиссия составляет 2,5%.

Без привлечения финансовых партнеров действует официальный импортер Mitsubishi Motors — «Торговый дом ‘Нико'». Уже около двух лет «Финансовая компания ‘Нико Капитал'» осуществляет кредитование покупателей автомобилей марки Mitsubishi. Размер ставки по кредиту вне зависимости от срока составляет 15% в гривне, первоначального взноса — от 35%, максимальный срок предоставления кредита — пять лет, разовая комиссия — 2,5%.

В поисках партнеров
Намерения по созданию собственных финансовых структур есть далеко не у всех производителей. К тому же многие компании, имеющие в своем составе подобные подразделения, не спешат открывать их филиалы в Украине. Помимо преимуществ подобных схем стимулирования продаж, существуют и высокие риски, которые в случае работы через собственные финансовые структуры производитель берет на себя. Основным из них является риск невозврата выданных кредитов. «Мы тщательно подходим к оценке потенциального заемщика для недопущения ухудшения качества кредитного портфеля»,— отмечает директор «Финансовой компании ‘Нико Капитал'» Валентин Гнатышин.
Компромиссным вариантом может стать заключение партнерского соглашения между банком и импортером. Например, в данный момент активно подыскивает финансовых партнеров компания «АВТО Интернешнл» (импортер Mazda и дистрибутор Suzuki). «Мы ведем переговоры с несколькими банками с целью разработки специальной кредитной программы для покупателей автомобилей Mazda и Suzuki. Рассматривается возможность кредитования под 26% годовых в гривне и 13% годовых в долларах США при минимальном первоначальном взносе 30%»,— говорит генеральный директор «АВТО Интернешнл» Елена Дунина. По словам директора по маркетингу и продажам «Субару Украина» Павла Кузьмина, в его компании также разрабатывают всеукраинскую программу кредитования.

Компанией «АВТ Бавария», импортирующей на территорию Украины автомобили марки BMW, подобные соглашения уже достигнуты. С мая текущего года действуют специальные кредитные программы, разработанные в сотрудничестве с банком «Форум» и CreditEuropeBank. Кредиты предоставляются в евро, долларах и гривне, процентные ставки колеблются от 12,05% до 28,9% в зависимости от валюты и сроков кредитования, минимальный первоначальный платеж составляет 50% («Форум») и и 30% (CreditEuropeBank).
О планах по разработке специальных кредитных программ заявили в компании «Виннер Импортс Украина» (Ford, Jaguar, Land Rover, Volvo, Porsche). Подробные условия и имена партнеров станут известны в конце июня, когда будут достигнуты окончательные соглашения, а с III квартала текущего года данные программы, предположительно, вступят в действие.
Помимо названных инициатив отдельных компаний, примеров сотрудничества между импортерами и банками — единицы. Намного чаще подобные соглашения с кредитными учреждениями заключают автодилеры. Так, с 4 июня вступила в действие партнерская программа, разработанная корпорацией «Укравто» совместно с ВТБ Банком. Она предусматривает кредитование физических лиц на приобретение автомобилей тех марок, реализацию которых осуществляют предприятия корпорации: Chevrolet, Opel, Toyota, Nissan, Mercedes-Benz, Chrysler, Jeep, Dodge, Renault, ЗАЗ, Lada, Cherry. Покупатели могут приобрести автомобиль в кредит сроком до двух лет под 20,49% годовых в гривне (при покупке авто производства стран СНГ и Китая первоначальный взнос составляет 40%, производства других стран — 30%).

Актуальный лизинг
Наряду с разработкой кредитных предложений импортеры и дилеры активно предлагают приобретать автомобили на условиях лизинга. Как правило, такие программы осуществляются в партнерстве со специализированными компаниями — UniCredit Leasing, «Кредит Европа Лизинг», «Укравтолизинг», VAB Leasing, «Евро Лизинг», «Ласка лизинг», «Капитал Лизинг» и другими. Вместе с тем лизинговые схемы могут предлагаться через структурные подразделения производителей и дистрибуторов. На сегодня услуги подобного рода предоставляют компании «Порше Лизинг» («Порше Украина») — лизинг автомобилей марок Volkswagen и Audi, и «Илта Лизинг» («Илта») — лизинг автомобилей марки Peugeot. По программе «Лизинг в частные руки», действующей с мая во всех автосалонах «Илта» на территории Украины, физические лица могут приобрести в лизинг на два года автомобили не старше двух лет (предоплата 50%, ставка 14% в долларах США) и в лизинг на один год — автомобили, с момента производства которых прошло более двух лет (предоплата 70%, ставка 9,9% в долларах США).
В компании «Порше Лизинг Украина» плавающая процентная ставка по лизинговым программам составляет 12,5% в долларах США и 13,5% в евро, фиксированная — 14% и 15% соответственно. Срок лизинга — от 12 до 60 месяцев при плавающей процентной ставке, от 12 до 48 месяцев — при фиксированной, авансовый платеж для физлиц установлен в размере 30%.
Несмотря на очевидные преимущества лизинговых программ, эксперты неоднозначно оценивают их перспективы. «Результаты работы лизинговой системы можно наблюдать в странах Европы. Там лизинговые продажи составляют 90% по отношению к продажам в кредит, а средний процент по лизингу — 4-6%, у нас пока — 14-16%. Надеемся, в нашей стране, особенно в нынешних условиях, лизинг получит дальнейшее развитие, и проценты приблизятся к среднеевропейским»,— говорит Елена Дунина. В свою очередь, Павел Кузьмин отмечает, что лизинговые компании сейчас не слишком активно пополняют свои парки, предпочитая реализовывать бывшие в употреблении машины. А директор по рекламе и маркетингу компании «Виннер Автомотив» Евгения Ткаченко констатирует, что во время кризиса количество лизинговых сделок значительно сократилось и не стоит рассчитывать, что подобный инструмент может существенно способствовать росту продаж.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: