С моим институтским товарищем мы случайно столкнулись на парковке рядом с офисом компании, которую я консультировал. За последние пятнадцать лет Сергей превратился в генерального директора довольно крупной производственной фирмы и выглядел очень респектабельно. Мы поговорили о том, о сем, а затем Сергей, вмиг посерьезнев, сказал: «Вот собираюсь взять начальника отдела со степенью MBA». На вопрос, почему именно с МВА, ответил: «Мы тут проходили международную сертификацию на ISO, были там вопросы. Вот я и подумал, не взять ли специалиста с хорошим образованием по бизнесу. Кадровичка нашла подходящую кандидатуру — девушка серьезная».
— Поговорил я с ней, она чуть не экзамен мне устроила: как это, как то! Мы, конечно, погрязли в текучке, не знаем современных тенденций бизнеса… Представляешь, мы даже неправильно говорим: маркЕтинг вместо мАркетинг! И не только это! Но теперь, думаю, дело пойдет! — оптимистично закончил он.
— Желаю успехов!
Мы распрощались. Примерно через месяц, так же случайно, мы встретились на заседании одного предпринимательского клуба. На вопрос, как дела, Сергей поскучнел.
— Понимаешь, оказалось, что у нас вообще все неправильно построено. Не те бизнес-процессы! Марина говорит, что нужен — несколько секунд он вспоминал слово — реинжиниринг …и…перебрендовка…
— Ребрендинг? Погоди, а как у вас с продажами?
— Слава Богу, не успеваем отгружать, заказов уже на следующий год набрали! В общем-то все очень даже хорошо, только видишь, с бизнес-процессами никак не разберемся! Марина говорит, что еще работники у нас слабые: не так говорят по телефону и мало рвения к работе проявляют. Сама-то она до девяти вечера в офисе сидит!
— Ты поосторожнее с кадрами, люди — это главный твой ресурс. Как я понимаю, она скоро придет к тебе со стратегией и новой структурой…Удачи!
Сергей позвонил мне через несколько месяцев, настроение его было близко к паническому. — Слушай, у меня полная хабанера! Главный метролог уволился, два начальника отделов сегодня подали заявления. Говорят, мы с этой Мариной работать не будем. Боюсь, не было бы хуже.
— А что случилось?
— Сначала она принесла новую стратегию развития и новую структуру… Чего ты ржешь, ну предупреждал… Ну, короче, я дал ей карт-бланш. Все же выпускница MBA, в бизнес-школе училась… знает, как надо… Попросила кабинет, водителя, мебель новую закупили, все честь по чести. Смотрю, через месяц один увольняется, другой. В чем, говорю, дело? Эта Марина мне говорит, что саботируют ее указания. Типа, начальник цеха не является к ней на совещания, бухгалтер не хочет писать какие-то отчеты, третий еще что-то отказывается делать. Продажи упали за последний месяц, финдиректор у меня в кабинете истерику устроила… Не знаю, что делать…
— Сереж, у тебя же бизнес вполне нормальный был, сам хвалился, что заказов уже на следующий год полно…
— Было полно, теперь меньше: Иркутск и Чебоксары отказались, Ижевск что-то никак не подписывает договор… Но больше меня беспокоит, что люди все дерганные какие-то стали, сплетни начались, которых у нас сроду не было…
— Знаешь что? Уволь ты эту свою Марину. Может, полегче будет?
— Ты думаешь? — Сергей как-то обрадовано засопел в трубке. — Может быть, над этим надо подумать…
Следующая наша встреча с Сергеем произошла еще через полгода. Он снова излучал достаток и безмятежность. На вопрос, как дела в компании, сказал, что все прекрасно.
— Марину уволил по собственному желанию. Правда пришлось ей в трудовую записать, что работала не начальником отдела, а коммерческим директором. Ну и фиг с ней! Думаю, отделались малой кровью. Прямо по анекдоту: заведи козу в квартиру и выведи! Вот только главного метролога вернуть не удалось — ушел к конкурентам».
«Программы МBА нацеливают менеджеров на прямолинейность в их действиях за счет развития у них навыков узкой экспертизы, а не интегрированного подхода. Акцент на развитие компетенций явно не работает в сегодняшнем мире. Бизнес образование не учит сотрудничеству и интеграции в принятии решений».
Юрий Тазов, директор по маркетингу ВШМБ АНХ, президент Российской Лиги МВА