Как поступить в вузы США

Наверное, каждый студент хотя бы раз задумывался об учебе за границей. Но многие останавливают себя на этой мысли, считая, что образование «за бугром» доступно либо гениям, либо мажорам. В своем спецпроекте «Учеба за границей» Украинская газета «Сегодня» развенчивает этот миф. А также рассказывает обо всех особенностях учебы в чужой стране.

…Среди всех стран Америка занимает первое место по количеству иностранных студентов. И не в последнюю очередь потому, что здесь предлагают массу стипендиальных программ, по которым можно приехать учиться в Америку абсолютно бесплатно.

СТИПЕНДИИ НА УЧЕБУ

Америку без преувеличения можно назвать одной из самых дорогих стран для получения высшего образования. Один год обучения (как на бакалаврской программе, так и на магистерской) в американском вузе стоит в среднем $5000—35 000. Но цена может доходить и до $50 000, если это, к примеру, топовый вуз. Так что, если бы не многочисленные стипендиальные программы, не видать украинским студентам американских вузов.

Окончательные результаты оглашают в конце апреля. Уже в августе победители уезжают на учебу. Кстати, место учебы стипендиаты выбрать не могут, им его подбирают в зависимости от выбранной специальности и результатов отбора. Каждый год в США уезжает около 20 украинских студентов (конкурс — 10—15 человек на место). Программа оплачивает проезд студента туда и обратно, расходы на медуслуги, обучение, проживание и питание в США, а также стипендиаты получают ежемесячную стипендию и деньги на покупку учебной литературы.

Начало учебы — с сентября. Стипендия полностью покрывает расходы студента (плату за обучение, покупку учебников, билет в обе стороны, ограниченную медицинскую страховку, визовое интервью, оплату тестов). Студент получает около $1500 ежемесячной стипендии. Ежегодно по этой программе в США учатся около 20—25 человек из 250—300 претендентов.

Отборочные этапы таковы: 1) отбор по документам (ноябрь—конец декабря); 2) собеседование на английском языке (вторая декада января); 3) прохождение тестов TOEFL (для всех), а также в зависимости от выбранной специальности — GRE или GMAT. Имена победителей оглашаются в конце апреля. Начало программы — август—сентябрь. Стипендия покрывает обучение стипендиата в США, перелет, медстраховку, расходы на учебники (жилье — не покрывает), а на руки он получает от $1000 и больше (в зависимости от места учебы и проживания). Ежегодно по этой программе отправляются в США 15—20 человек.

К ЧЕМУ НАДО БЫТЬ ГОТОВЫМ:

1. Студенты в США имеют право выбирать себе предметы.

2. В Штатах нет классических лекций. На них студенты приходят подготовленными: обсуждают тему и задают вопросы профессору.

3. Отличаются и учебники. Например, в учебниках для юристов нет просто «сухой» теории: она подается небольшими комментариями к практическим примерам.

4. Учиться надо очень много (в неделю придется прочитывать до 300 страниц) и системно. Никогда итоговая оценка не будет зависеть только от результата экзамена. Придется грызть гранит науки на протяжении всего семестра, чтобы получить высокий балл.

5. На экзаменах многие преподаватели разрешают студентам пользоваться своими конспектами. Но это не говорит о «шаре». Просто на экзаменах дают больше практических заданий, чтобы проверить умение студента применять полученные знания.

6. Есть предметы, которые не изучаются в украинских вузах. Например, «эконометрика» (у экономистов).

8. Для магистров в некоторых вузах действует «правило двух «C» (двух «троек». — Авт.). Если по итоговым экзаменам стоит 2 «С», могут исключить.

9. Студенты платят за учебники, пользование библиотекой, спортзалом ($1000—1500 в год) и приобретают студенческую страховку ($200—500 в год).

СВИДЕТЕЛЬСТВА БЫВАЛЫХ:Геннадий Корнев, стипендиат программы им. Фулбрайта

Получить стипендию на обучение по специальности «правоведение» удалось только с третьего раза. За нее пришлось хорошенько побороться. Но результат превысил все мои ожидания, и 1,5 года в США можно назвать самым интересным периодом в жизни. Итак, прежде всего, подготовку к участию в конкурсе стоит начать с написания двух эссе — это сочинение о целях (Personal Statement) и план обучения (Study Objectives). В первом эссе членам комиссии стоит рассказать свою личную историю профессионального развития, доказать, что у вас есть конкретный план действий на время учебы в США, а также написать о том, как вы собираетесь применить приобретенные знания после возвращения в Украину. Что же до второго эссе, то здесь нужно сделать акцент на том, какие конкретно знания вы хотели бы получить во время обучения и почему для этого необходимо ехать именно в США.

Я выиграл стипендию на обучение в George Washington University. Ежемесячно получал дополнительно $1450 на проживание, книги и питание. Из них $750 отдавал за жилье. Учиться поначалу было непросто. Методика обучения юристов сильно отличается в Украине и США. Например, взять тот же учебник. Там не найдешь «сухой» теории, разложенной по полочкам. Он состоит из набора судебных дел, снабженных небольшими теоретическими комментариями. Только прочитав большое количество этих дел, у студента вырисовывается общая картина. Также в США удалось поработать помощником уважаемого патентного поверенного. Так я смог набраться практического опыта в своей теме. Все полученные знания пригодились после возвращения в Украину. Сейчас консультирую проекты в области права интеллектуальной собственности и новых технологий.

Юлия Ращупкина, стипендиат программы Э. Маски, сейчас учится в США

От того, как вы напишите эссе, зависит львиная доля вашего успеха. По моей программе мне пришлось написать 2 эссе: первое — о моих образовательных целях (Statement of Purpose), второе — о программе обучения (Program of Study). В первом эссе нужно ответить на три вопроса: «Почему выбор страны обучения пал именно на США?», «Как стипендиат видит свое обучение там?» и «Как оно согласуется с его профессиональными целями на следующие 5—10 лет?» (конкретные ответы на эти вопросы помогут хорошо написать второе эссе). Мой совет: отвечать на все эти вопросы, максимально подкрепляя их примерами из своей жизни. Так, я рассказала в эссе о том, что уже с 4-го курса начала работать в одной из областных общественных организаций, которая анализирует деятельность органов местного самоуправления и в частности проводит бесплатные юридические консультации для местных активистов, чтобы они могли отстоять свои права в различных сферах своей жизни. А в Америке подобных организаций (аналитических центров) — множество, поэтому здесь есть чему поучиться.

После отбора по документам, мне предстояло пройти интервью. Во время него члены комиссии задавали уточняющие вопросы о моих эссе и спрашивали о планах на будущее. Они просто хотели еще раз убедиться, что я разбираюсь в своей теме и у меня есть четкий план развития. А чтобы затем сдать хорошо экзамены (TOEFL и GRE), я ходила на курсы английского, смотрела фильмы, слушала аудиозаписи BBC, время от времени встречалась с одной американкой, чтобы улучшить свой устный английский, а также «прогоняла» варианты тестов по специальным учебникам. Это все помогло мне привыкнуть к формату тестов и избавиться от стресса на самом испытании.

В итоге мне удалось пройти все отборочные туры и выиграть стипендию на обучение в University of Nebraska at Omaha. К тому же ежемесячно я получала $1260. Интересно, что в Штатах студенты имеют право выбирать себе предметы. Кроме того, если в Украине студенты за семестр проходят 7—8 курсов, то в Америке — 3—4. Но учиться от этого легче не становится. Нагрузку дают очень большую. Каждая тема рассматривается очень глубоко, под всеми углами. Причем дается много заданий и строго с дедлайнами. Поэтому уровень стресса в американских вузах, как по мне, гораздо выше, чем в украинских. Также мне понравился подход к обучению. В США нет классических лекций. Студенты приходят на них уже подготовленными и задают преподавателям вопросы. Кстати, на экзаменах многие из них разрешают пользоваться конспектами. Почему? Потому что здесь по теории не спрашивают. Задания, в основном, — практического характера (например, проанализировать политику Барака Обамы в сфере здравоохранения с экономической точки зрения).

Жилье стипендиаты должны искать самостоятельно. Лучше всего начать поиски еще до отъезда, потому что в августе (время приезда на учебу) найти жилье будет почти невозможно, ведь в город съедутся все студенты. Поэтому я связалась с международным отделом своего американского вуза, где они предложили мне либо жить в общежитии (за $550 в месяц), либо в доме с еще двумя девушками (за $450). Потом мне, кстати, удалось найти жилье и за $290. Это небольшая комната с санузлом, кухня — общая».

Юлия Сердюченко, стипендиат программы Э. Маски, учится в США

По образованию я — экономист-международник, и мне очень хотелось углубить свои знания в этой сфере, поучившись в США. В своем первом эссе (заявление об образовательных целях (Statement of Purpose)) я выстроила логическую цепочку из событий, которые показали членам комиссии, что мне действительно не хватает американской «корочки». Насчет второго эссе (программа обучения (Program of Study)), то сориентироваться в теме мне помогли выпускники-экономисты программы Э. Маски. Я связалась со многими из них (советую так сделать всем) с просьбой рассказать мне о том, какие курсы лучше всего изучить в Америке по моей теме. Благодаря их ответам я смогла более четко аргументировать выбор курсов для обучения и описать это в эссе. Для этого еще я ознакомилась со структурой образовательных программ, по которым они учились, а также послушала записи лекций по моей специальности на сайтах топовых американских вузов, например, из Лиги плюща (туда, к примеру, входят Гарвард и Йель. — Авт.), чтобы понять, чему и как учат экономистов в США. И, главное, — что я могу почерпнуть из всего этого для себя. Кстати, такой «ликбез» помог мне быть на одной «волне» с американцами, когда я проходила финальное интервью.

На интервью придется доказать членам жюри, что вы действительно разбираетесь в своей теме и следите за изменениями в ней. Каждому нужно быть готовым к тому, что ему будут задавать актуальные (!) вопросы по его теме. Именно поэтому к интервью нужно тщательно готовиться. Чтобы быть в курсе последних событий в мировой экономике, я следила за мировыми СМИ, например, CNN и The New York Times. К тому же я составила себе список из возможных вопросов, которые мне могут задать на интервью (их получилось около 70!). Для этого я села и прочла «от корки до корки» все свои документы, поставив «галочки» возле тех моментов, которые показались мне неточными и могли вызвать дополнительные вопросы. Затем по списку я прошла все вопросы с репетитором английского языка. В общем, мои усилия не прошли даром. Все это позволило мне чувствовать себя очень комфортно на интервью и спокойно отвечать на все вопросы комиссии.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: