Networking в российских бизнес-школах

Очень многие из нас задумывались об уровне образования в российских бизнес-школах. Особенно часто будущих МВА студентов интересует, кто будет сидеть с ними за одной партой, кто будет преподавать и т.д. Ведь то, что в западные бизнес-школы идут учиться практически состоявшиеся профессионалы со всего мира, а преподают признанные гуру, сомнения не вызывает. А вот по поводу российских бизнес школ существуют разные мнения.

Так как же российские школы заботятся о среде, в которой будут учиться их студенты и что конкретно делают для того чтобы сделать ее максимально привлекательной.

На эти и другие вопросы представители ведущих российских бизнес-школ отвечали во время интернет-чата, организованного компаний МВА Strategy. В чате принимали участие представители таких школ, как СКОЛКОВО, Синергия, Российско-Немецкая Высшая Школа Управления, Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета и МИРБИС.

Светлана Ракутина, директор программы Executive MBA Московской школы управления СКОЛКОВО

Лариса Карташова, проректор бизнес-школы «Синергия» по международным связям и развитию

Василий Дерманов, директора программы Dual Degree Executive MBA ВШМ СПбГУ – HEC Paris

Екатерина Лисицына, директор Департамента программ МВА Института МИРБИС

Эльмира Крылатых, заведующая выпускной кафедрой РАСХН

Сосед по парте

Первое, что создает возможности для networking в бизнес-школе – это те, кто сидит с тобой за партой, решает бизнес-кейсы и проводит с тобой досуг, то есть другие студенты. Главное преимущество международных школ – это интернациональный состав студентов. Так в евпропейских топовых бизнес-школах процент иностранных студентов составляет 70-90%. Российские школы пока таким интернациональным составом участников похвастаться не могут. Хотя так же прикладывают усилия, чтобы делать группы более национально разнородными. Так, по словам Василия Дерманова, ВШМ СПбГУ, 20% их групп – это студенты из стран дальнего зарубежья (США, Европейский союз), еще 10% — СНГ, остальные 70% — россияне. В «Синергии» примерно 15% студентов-иностранцев, в том числе из Китая, Тайваня и других стран. В РНВШУ обучается примерно 20% из стран СНГ, 3% из европейских стран (прежде всего Германии), остальные — россияне. А СКОЛКОВО, например, уже на второй год работы школы удалось сформировать на 50% интернациональную аудиторию. Светлана Ракутина: «На нашей программе FT MBA: 6 континентов, 50% российских студентов, остальные 50% — Америка, Индия, Бразилия, Китай и т.д. Все зарубежные студенты у нас отличаются тем, что их бизнес интересы фокусируются на развивающихся рынках. Поэтому те американские студенты, например, которым интересны развивающиеся рынки, поступают к нам. Европейские, кстати, тоже».

Впрочем, если рассматривать американские топовые бизнес-школы, в них процент иностранных студентов по отношению к американским тоже не превышает 30-40%

Партнерства

Учитывая все таки ограниченные возможность российских бизнес-школ влиять на состав классов, школы прибегают к другим методам расширить возможности для networking для своих студентов. Один из самых распространенных методов — это партнерство с западными Вузами. Сейчас довольно сложно встретить более-менее серьезную бизнес-школу, которая бы не имела таких партнерских отношений и не использовала их на благо своих студентов. Так, в бизнес-школе «Синергия» студенты общаются с менеджерами других стран во время зарубежных модулей (например, в Durham Business School (UK). А Выпускники программы Dual Degree Executive MBA ВШМ СПбГУ, совместной программы с НЕС Париж, становятся членами Аламни и российской школы, и Парижской.

По словам Ларисы Карташовой, способствует развитию networking и аккредитация школы. Так, у студентов «Синергии» есть дополнительные возможности для networking со студентами и выпускниками МВА аккредитованных Асоциацией MBA школ (165лучших школ по всему миру)- это конкурсы, номинации, семинары по актуальным проблемам.

Звезды за кафедрой

Ценную среду для обучения в отечественных бизнес-школах создают и «звездные» преподаватели. Например, в текущих группах бизнес-школы СКОЛКОВО студенты уже не раз встречались с Варданяном, Поповым, Абрамовым, Теньковым, Волчек, Дворковичем и тд. Только бизнесом школа не ограничивается. А часто именно связи с такого высокого уровня преподавателями, по словам Светланы Ракутиной, выливаются в новые бизнес-проекты, инвестиционные партнерства и т.д.

События и проекты

Активно школы организовывают и различного рода события, участвуя в которых студенты могут расширять связи с международной бизнес-средой. Так, бизнес-школа «Синергия» организовывает встречи со студентами Wharton, Insead. А по словам Эльмиры Крылатых, ассоциация выпускников РНВШУ АНХ включает 1850 человек. Благодаря регулярным научным семинарам и конференциям поддерживаются деловые связи между различными поколениями слушателей этой школы. А для желающих слушателей за дополнительную оплату РНВШУ АНХ организует стажировки на немецких предприятиях и в германских университетах, продолжительностью 10-15 дней.

В СКОЛКОВО студенты участвуют в старт-ап, корпоративных и социальных проектах в 4-х странах на протяжении года: это Америка, Китай, Индия и Россия.

И о хлебе насущном

И на завершение не удалось представителям школ избежать и вопросов о том, на сколько востребованы их выпускники и сколько они получают после выпуска.

Школы заверили, что их студенты растут как по должностям, так и по деньгам. Выпускников программ МВА Высшей школы менеджмента СПбГУ, например, активно принимают на работу компании-члены попечительского совета школы, российские и западные, такие, как Газпром, Л.Ореаль, Роснефть, Ситибанкт и др. Выпускники РНВШУ востребованы в фирмах СБЕРБАНК РФ, ГАЗПРОМ, BIZ, BOEING. МИРБИС по трудоустройству сотрудничает с 154 российскими компаниями, такими как MiroxGroup ВТБ24, Сбербанк, Уралсиб, Альфабанк, крупнейшими торговыми сетями.

А в «Синергии», например, около 1000 выпускников МВА. Они тесно сотрудничают со школой и после выпуска и, что важно, охотно принимают на работу «свежих» выпускников своей школы.

Эльмира Крылатых отметила, что по опыту РНВШУ, выпускники РНВШУ (по результатам их анкетирования) уже год спустя после окончания АНХ 45% значительно повышают должностной статус и зарплату в своей фирме; 24% — находят более интересную работу; 12 — начинают свое собственное дело. Из каждого выпуска 5-8 человек приглашаются в немецкие или совместные фирмы.

Что же касается зарплат выпускников МВА, то мерить ее участники интернет-чата предложили динамикой заработной платы. Так, по словам Ларисы Карташовой, у студентов «Синергии» в первый год после окончания программы она повышается примерно на 30%. У выпускников РНВШУ, по внутренним опросам школы, заработная плата возрастает в 1,5 -1,8 раза. В Высшей школе менеджмента СПбГУ это не менее чем в полтора-два раза. По словам Екатерины Лисициной, МИРБИС, при поступлении на программу средняя зарплата студента составляет 2,5-3 тыс. $, а после окончания программы возрастает до 4-5 тыс. $

Информацию предоставила компания MBA Strategy.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: