Рост при спаде. Бизнес-школ стало меньше, а количество слушателей растет

Выставка «Экономическое и бизнес-образование», прошедшая на прошлой неделе в Москве, собрала крупнейших игроков рынка и лишний раз продемонстрировала тенденцию: сегодня людей интересуют практикоориентированные программы, обучение которым быстро принесет плоды и реально поможет в ведении дел. Живой интерес посетителей выставки вызвали мастер-классы профессоров ведущих отечественных бизнес-школ, полезной была и дискуссия, затеянная «Российской ассоциацией бизнес-образования» (РАБО) в рамках «круглого стола» «Реакция бизнес-школ на кризис».

Кризис, по оценкам Begin Group, сократил рынок бизнес-образования в России в среднем на 30-40%. Произошло это за счет уменьшения значения бизнес-образования для карьеры. По словам президента РАБО Леонида Евенко, выпускники МВА также попадали под сокращение, как и их «неостепененные» коллеги. Сказалось и то, что в школах преобладали корпоративные программы обучения, а за последний год многие компании сократили расходы на образование своих сотрудников.

— Сегодня ставка на корпоративное обучение не работает, удар нанесли те, кто не смог больше учиться из-за отсутствия средств и ушел, — говорит Евенко. — Стало очевидно: школам надо менять бизнес-модель. 5 лет действовала модель интенсивного роста, напрямую зависящего от набора и дохода. Сегодня от школ требуются гибкость и адаптивность, изменения в ценовой политике. Но снижения цен нельзя допустить, иначе школа уйдет в другую ценовую категорию, а это неправильно. Зарубежные уменьшают стоимость обучения за счет сокращения продолжительности обучения с 18 до 15 месяцев. Российские же «дробят» программы на отдельные модули, но сокращение невозможно из-за необходимости выполнять государственные требования.

По данным Begin Group, около 30% московских бизнес-школ предоставляют скидки в случае полной или ранней оплаты всего курса (5-10% от стоимости обучения) и фиксируют цену в рублях.

В целом же, по оценкам экспертов, количество программ в бизнес-школах сократилось в среднем на 40-50%. Порядка 10 бизнес-школ прекратили существование либо отказались от набора студентов в этом году.

Сегодня максимальный всплеск интереса к бизнес-школам наблюдается в США, где наличие степени МВА — обязательное требование при переходе на ряд позиций в корпоративной иерархии. В то же время в США и Великобритании (основные страны, куда едут учиться, а зачастую найти работу и остаться) приостановлена часть программ, что связано с усложнением в оформлении учебных виз.

По словам научного руководителя программы Executive MBA LWB Государственного университета управления (ГУУ) Владимира Морыженкова, сегодня школам не обойтись без нового решения, поскольку настало время учить не методикам и дисциплинам, а умению директорствовать.

— Когда корпоративные клиенты сплошь и рядом отказываются от обучения, можно пойти в малый бизнес, — считает первый проректор института экономики и финансов «Синергия» Светлана Жильцова. — Эти программы профпереподготовки не такие дорогие, клиенты платят сами и приобретают навыки управления компаниями в кризисных условиях, стратегии деловых переговоров в конкурентной среде и многому другому. Среди преподавателей, как правило, практикующие выпускники программ МВА.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: