Вернуть клиента

В период кризиса бизнес-школы столкнулись с резким сокращением количества слушателей. Чтобы не потерять всех, многие компании были вынуждены диверсифицировать программы и ввести краткосрочные курсы.

Неконкурентная среда

Эксперты «bc» единодушны в оценке рынка Перми, называя его ненасыщенным и несформировавшимся. Сергей Комаров, заведующий кафедрой маркетинга ИПК РМЦПК, среди его особенностей выделяет небольшое количество игроков, невысокий уровень преподавания и низкую требовательность клиентов. По данным Ольги Котельниковой, директора Школы бизнеса «ЛИНКама» – регионального представительства международного института менеджмента «ЛИНК» в Перми, работодатели характеризуют сложившуюся в Перми ситуацию как «сильную конкуренцию слабых игроков».

Сами игроки рынка с такой оценкой не согласны. В частности, Вадим Грабарь, декан факультета профессиональной переподготовки Пермского филиала Государственного университета Высшей школы экономики, говорит, что прямой и жесткой конкуренции не наблюдается, поскольку есть разбивка как по нишам, так и по ценовым сегментам. С ним солидарен и Сергей Комаров, он считает, что среди образовательных учреждений борьбы за клиентов нет, каждая организация имеет свой круг клиентов.

Ольга Котельникова в свою очередь отмечает, что за последние два года на пермском рынке бизнес-образования конкуренция, безусловно, увеличилась. «Во-первых, предложение сейчас превышает спрос. А во-вторых, все более активную позицию на рынке занимают центры дополнительного образования на базе вузов, где сильны научные традиции и преподают ученые и профессора», – поясняет собеседница «bc».

Местные в лидерах

По данным справочной системы «Дубль-ГИС» в Перми, в категории «профессиональная переподготовка/повышение квалификации» значится 28 организаций, в «обучение бизнес-профессиям» – 11, а в бизнес-тренингах – 35.

Организации, предоставляющие услуги дополнительного бизнес-образования в Перми, можно поделить на несколько групп. С одной стороны, есть местные вузовские центры, они же и являются лидерами рынка – ИПК РМЦПК при ПГТУ, Региональный институт непрерывного образования при ПГУ, Центр повышения квалификации при Пермском филиале ГУ-ВШЭ. Вадим Грабарь также выделяют следующие категории: центры бизнес-образования, пришедшие из Москвы и Екатеринбурга (Школа профессионального развития, Урало-Сибирский институт бизнеса, «ЛИНКама» и другие), и пермские фирмы. Сергей Комаров добавляет, что еще есть учебные центры, созданные на крупных предприятий, которые обучают своих сотрудников бизнес-дисциплинам и иногда заказывают эти услуги у других участников рынка бизнес-образования. По словам Ольги Котельниковой, есть и бизнес-школы, в которых учатся те, кому важно получить системные знания по бизнесу и приобрести навыки по управлению им.

Сергей Комаров полагает, что лидерами рынка по объему оказанных услуг являются местные игроки. Вадим Грабарь уточняет, что таковыми среди вузов являются ГУ-ВШЭ-Пермь и ИПК РМЦПК. «Для населения более привлекательны центры при вузах, поскольку у них есть сформировавшийся имидж и репутация», – говорит эксперт «bc».

На короткие сроки

Ольга Котельникова отмечает, что многие игроки извлекли из кризиса урок и стали более гибкими в отношениях с клиентами: сокращая программы, увеличивая количество краткосрочных курсов и тренингов. «В связи с финансовым кризисом мы расширили бизнес-программы мастер-классами, семинарами и круглыми столами для руководителей пермских компаний. Это позволяет вести продуктивный диалог с целью выявления потребностей и решения проблем компаний наших слушателей. Сейчас трудно решиться на долгосрочное обучение, поэтому нашу программа MBA мы разделили на модули, каждый из которых представляет собой завершенную программу, например по маркетингу или финансам. Можно изучить один модуль, взять тайм-аут, продолжить обучение на втором, третьем модулях и, наконец, полностью закончить программу и получить диплом МВА», – поясняет Ольга Котельникова.

Мнение клиентов

Представители бизнеса говорят, что в кризис основными статьи расходов, попавшими под сокращение, стали реклама и обучение персонала. «Поэтому если до кризиса основными критериями выбора были известность компании, ее имидж и репутация, а также мастерство ее сотрудников при продажах предлагаемых программ, то сейчас главную роль играет стоимость обучения», – утверждает директор газеты «Наш район» Елена Дробинина. Еще один собеседник «bc», работающий в малом бизнесе, отмечает, что на выбор того или иного заведения влияют отзывы друзей и знакомых. «К примеру, в нашей группе большинство слушателей пришли на курсы по рекомендациям», – добавляет он.

Пермские цены, по словам Сергея Комарова, по сравнению со столичными регионами ниже на 20—30 %, а по некоторым программам, например MBA, – на все 40 %. Вадим Грабарь говорит о еще большем разрыве: цены на пермском рынке в 1,5—2 раза ниже, чем в Екатеринбурге, разница с Москвой еще более существенна.

Справка «bc»

По данным экспертов, большей популярностью среди слушателей пользуются следующие программы: стратегическое управление, управленческие тренинги, управление финансами, продажи, логистика. Возрос интерес к управлению проектами и, напротив, уменьшился на маркетинг, PR и рекламу, банковское дело.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: